Обзор буксировщика Райда (мотосани)

Обзор буксировщика Райда (мотосани)

До написания данного материала я вообще не знал о существовании такого транспортного средства. Хотелось покататься на снегоходе, о чем я сказал одному знакомому, продающему мототехнику.

Снегохода для катаний не было, зато оказалось вот это. Официальное название этого транспортного средства – буксировщик РАЙДА 048.L.01, но самыми точно к нему подходит название мотосани.

Внешне он похож на уменьшенный снегоход, но без кресел, с прицепляемой к нему парочкой волокуш. Вес чуть более чем сотни, а размеры позволяют перевозить его в легковом автомобиле (с кузовом универсал, в десятку он не влез, пришлось перевозить на крыше). Предназначение – объезд небольших заснеженных территорий.

К примеру, доставка рыбака от машины у берега до лунки на реке, объезд лесных участков, благодаря ширине 720 мм он может ездить по пешим тропинкам, там, где даже снегоходу нету места, к примеру, в густом лесу. Производится буксировщик в Архангельске. Двигателей на выбор три – «чисто» китайский, еще один «китаец», но конструкции Хонды и настоящая Хонда.

На нашем был чистокровно азиатский Lifan, четырёхтактный, одноцилиндровый объемом 150 кубиков и мощностью 6,5 «лошадей». Из коробки передач только лишь автоматическое сцепление, с хондовским двигателем есть вариатор – с ним скорость выше – 30 километров/час, а у нашего только лишь 18. Впрочем, для этого буксировщика и 18 немало. Ну, а сейчас ощущения от рулёжки и самих саней. Заливаем топливо (АИ95 или 92) в маленький бак над мотором.

Бак маленький, 2 л. из-за этого лучше заправлять под завязку, чтобы при крене не глох. Дергаем за рукоятку ручного стартера, как у лодочных двигателей и возможно ехать. Рулевого механизма, как такового нет, те ручки, которые есть, я бы скорее назвал перилами, с рычажком газа и парой переключателей. Водитель размещается в полиэтиленовом корыте (официально – сани волокуши) сделанном из морозоустойчивой пластмассы. Регулировок у водительского места нет, но вариантов все равно масса – стоя, пригнувшись, сидя на корточках, на попе, на рыбацком рундуке.

Теоретически возможно лежа, но во вторых санях, и если нет поблизости столбов. Поворот осуществляется смещением буксировщика сравнительно волокуш. Тут есть загвоздка – что бы повернуть вправо, перила надо тянуть влево.

Меня по началу это очень путало, ездить нормально мог только лишь по прямой, а при маневрировании постоянно приходилось вытаскивать его из глубоко снега, куда загонял «зазеркальной» рулёжкой. В некоторых случаях возможно поворачивать, накренив чуточку буксировщик. Вообще езда на волокушах – увлекательное занятие. Едешь прямо, надо повернуть вправо, поворачиваешь перила вправо – буксировщик едет влево, проваливаются в сугроб и начинают потихоньку зарываться.

Убираешь газ, сходишь с волокуш, проваливаешься по колено, разгребаешь снег перед носом или переставляешь его куда надо, жмешь на газ, сани потихоньку разгоняются и ты в них запрыгиваешь. Романтика! Один вопрос возникает, а если есть ещё груз? И с ним выбраться не выходит? Тут уж надо обладать сноровкой Чарли Чаплина, что б сначала тронуться, а потом погрузиться со скрабом.

Ещё во время катаний выматывались руки, с непривычки или неумения. Продавец мне говорил, что он им управлял, практически не прилагая усилий. Может потому что на том клочке не было простора – постоянно надо было лавировать.

Следующим полигоном был огромный вырытый котлован для большого здания, в котором предполагается в будущем продажа опалубки. Вот тут-то сани показали себя во всей красе. Снега по калено, а где и выше, а около котлована сугроб метровой высоты.

Чуточку разогнавшись на расчищенной площадке подпрыгиваю на сугробе и ныряю в котлован. Езда в нем чуточку напоминает катание на лодке, особенно, когда едешь сквозь сухостой, будто проплываешь через камыш. Стоит ли говорить, что ход у саней на снегу очень плавный. Главное, поддерживать высокую скорость и не сбавлять ее, на ходу, проскакивая «гиблые» места.

О том, где эти места, порой возможно догадываться по сбавлению хода при неизменной подачи газа. Ещё такие места стоит проходить сидя, когда стоишь часть веса распределяется на буксировщик и его проходимость понижается.

На уже проложенной колее в снегу сани управляются по-другому, тут уже уместно сравнение с трамваем – резвее, и в накатанные повороты заходит легче и азартнее. Я специально накатал трассу с S-образными поворотами и несколько раз проходил их на полном газу. Другая выявленная особенность, в левые повороты на глубоком снегу заходит легче, и двигаться по часовой стрелке труднее, чем в обратную сторону. Предположительно, это связано с развесовкой по бортам буксировщика, когда смещённый центр тяжести вызывает легкие подруливания.

Итоги знакомства – оплавленный пластиковый кожух цепи возле мотора, потерянное крепление вторых саней, когда они незаметно отцепились на «трассе», порванные любимые меховые рукавицы и куча удовольствия.

Комментарии запрещены.